О чем расскажет детский рисунок?
Рисование в детском возрасте – это не искусство, а речь. До трех лет рисунки содержат только линии, кружочки и зигзаги. К 4 годам они уже начинают содержать сюжет, который связан с взрослыми людьми. Вдохновлять малыша могут мама, папа и другие члены семьи. Изображения людей в этом возрасте напоминают существ, голова и тело которых представлены в виде единого «пузыря».
Рассуждать о рисунках можно начинать с пятилетнего возраста. Нарисованный человек уже имеет голову и туловище, состоящие из двух овалов с ручками и ножками в виде палочек. Детализация рисунка может включать попытки изобразить волосы или шапку, одежду и обувь. В таком случае можно говорить о гармоничном развитии малыша.
Структура детского рисунка
Попросите ребенка нарисовать всю семью. Не комментируйте, пока он не закончит, а когда все герои будут изображены, спросите у него, кого он нарисовал и что делает персонаж. Ответьте себе на вопросы:
— Какие впечатления остаются от рисунка?
— Какие эмоции он вызывает?
— Ориентируйтесь на понятия: светлый, темный, тусклый, яркий, бедный, богатый, доброжелательный, злой.
— Совпадает ли количество членов семьи на бумаге и на деле?
— Кто значимей (больше размером или ярче).
Себя ребенок обычно изображает с самым близким ему человеком, а самый несимпатичный крохе человек рисуется вдалеке или повернут спиной. Но нельзя забывать, что дети живут сиюминутными переживаниями и уже завтра расположение членов семьи на рисунке может быть иным. Может отсутствовать изображение отца, например, потому что он уехал в командировку, а младшего брата, потому что он в эту минуту спит или же малыш переживает, что мать ему уделяет меньше времени, чем младшему брату. Таким детям требуется больше ласки и совместного с родителями времяпрепровождения.
На какие детали на рисунке ребенка нужно обратить внимание
- В доме все благополучно, если на рисунке члены семьи заняты общим делом.
- Малыш рисует себя вдали от остальных – проблема в общении ребенка и взрослых.
- Младшую сестру или братика ребенок рисует крупнее себя, значит он много времени проводит с ней (с ним).
- Не рисует себя среди родственников. Спросите, не забыл ли он кого нарисовать и если малыш находит отговорки и не хочет дорисовать, значит, имеются серьезные проблемы.
- Ребенок часто исправляет разные неточности – повышенная тревожность.
- На рисунке много мелких отдельных линий – ребенок не готов провести решительную линию, признак опаски.
- Страх может изображать в виде крупных, ярко выраженных глаз.
- Концентрация внимания на костюме и украшениях – желание привлечь внимание.
- Неяркие линии и слабое нажатие на карандаш – быстрая утомляемость, неустойчивая психика, чрезмерная чувствительность.
- Не доведенные до конца линии, небрежный рисунок указывают на импульсивность характера. Крупный рисунок, не помещающийся на листке, говорит о большой энергии и, даже, агрессии.
- Мелкие фигуры на краю листка – неуверенность в себе. Возможно, кто-то из взрослых его подавляет.
- Оружие, кулаки, зубы, длинные ногти, угрожающие позы – символы агрессии.
Цвета в детских рисунках
- Темно-синий – сосредоточенность на проблемах;
- Зеленый – независимость, неуравновешенность, упрямство.
- Красный – агрессивность, эксцентричность.
- Желтый – хороший цвет, он указывает на оптимизм, любознательность, интерес, положительные эмоции.
- Фиолетовый – ребенок с фантазией, с хорошо развитой интуицией.
- Коричневый – отрицание, медлительность, физический дискомфорт.
- Черный – ребенок требует изменений.
- Серый – желание не замечать, уйти от реальности, безразличие.