Развитие подростков — несколько фактов про мозг
Подростки агрессивны, иррациональны и порой драматичны просто так, без причины.
Подростковый возраст – это пора ощущения внутри себя независимости, но при этом хочется и нежности, и любви, и заботы близких людей. Такое поведение вполне можно объяснить, как в ясельном возрасте, так и в годы отрочества. Дело в том, что именно в эти периоды случается драматический всплеск роста мозга.
Критическое время
Подростковый возраст, в пределах 11 – 19 лет, можно назвать критическим временем формирования организма, и не только во внешнем проявлении. Конечно, человеческий мозг продолжает изменяться всю жизнь, но самые большие скачки в его изменениях приходятся, как раз, на подростковый возраст.
Как же подростку удается пройти через такие глобальные скачки, когнитивные способности, новые навыки, которые тоже приходят не равномерно, а в виде скачков. Родителям следует помнить, что не смотря на увеличение длинны ног их сына или уменьшение длины платьев их дочери — это дети, и они все также находятся в очень важном периоде развития, которое и сформирует всю их будущую жизнь. Вывод этих слов простой: внешне ребенок вырос, а внутри еще все продолжает формироваться.
Мозг «цветет»
Не так давно ученые поддерживались мнения, что только в младенчестве мозг характеризуется переизбытком нейронных связей, которые в последующие три года жизни малыша образовывают определенную систему. Однако многочисленные исследования со сканированием мозга, показали, что такой же всплеск роста нейронов в мозгу человека приходится опять же на подростковый возраст. У девочек пик роста приходится на 11 лет, у мальчишек – на 12.
Поэтому все новые впечатления, будь то фильм про зомби или получение водительского удостоверения получаются по принципу: пользуйся энергией, пока она есть. Предполагается, что перестройки и структурирование мозга продолжается до 25 лет. Конечно, потом тоже будут случаться какие-то изменения, однако масштабы их будут не чета этим.
Развитие подростков
Серое вещество в мозгу подростка увеличивается в размерах, мозг награждается вычислительной мощностью. Дети начинают демонстрировать расчетные навыки и умение принимать взрослые решения, конечно если им дается соответствующая информация и время для ее восприятия.
Однако эмоции у подростка зашкаливают и довольно часто влияют на принятие решений не лучшим образом. В период развитие подростков, мозг полагается на функционирование лимбической (эмоциональной) системы, а не на работу рациональной части мозга, за которую несет ответственность префронтальная кора. Поэтому и понять подростка родителям становится сложно.
Истерия
Подросток получает новые навыки, а пользоваться ими не умеет, поэтому начинает экспериментировать. А на ком же еще это делать, как не на родителях? Большая часть детей считают конфликт способом самовыражения, не понимая и не принимая чужую точку зрения.
Вспомните, как вы вели себя в то время, когда ваш новорожденный ребенок плакал. Также нужно вести себя и с подростками. Нельзя воспринимать на свой счет то, что говорит ребенок. Развитие подростков представляет собой такой этап их жизни, когда ребенку приходится иметь дело с огромным количеством эмоциональных, социальных, когнитивных потоков, тогда как способность справляться с ситуацией еще не развита достаточно. Поэтому подросток нуждается в людях со стабильной работой мозга – в своих родителях. Именно родители и должны уметь выслушать большого ребенка, помогать ему, оставаясь при этом спокойными.
Сон просто необходим
Подросткам нужно не меньше сна, чем маленьким детям (до 10 часов). Из-за того, что подросткам приходится рано вставать в школу, они испытывают всю неделю небольшие когнитивные нарушения. Если сна не достаточно, то все усугубляется нервозностью и отрицательным восприятием происходящего. Поэтому сон оказывает большие услуги формированию мозга.
Я – вселенная
Скачки гормонов влияют на мозг, в частности, стимулируя выработку рецепторов окситоцина. Этот гормон принято называть «гормоном связи», однако он также влияет и на чувство самосознания. Подростку кажется, что все окружающие смотря на него. Особенно такое чувство гипертрофируется к 15 годам.
Впервые они ощущают себя частичкой мира, т. е. видят не только своих друзей и школу, а и то, что есть за пределами этого. Появляются вопросы, кто я в этом мире, каким человеком мне хочется стать… Родители должны помочь ребенку в изучении всей глубины этого вопроса, но не решать его за ребенка!